Строповка металлопроката.(схемы и основные правила)
Охрана труда и техника безопасности всегда под особым контролем в компании МеталлПрокат.Наиболее важно соблюдение правил при разгрузочно-погрузочных мероприятиях.Ежедневно наша компания отгружает и выгружает сотни тонн металла.Металлопрокат подразделяется на множество видов изделий,листовой,сортовой,фасонный и имеют разный раскрой и размеры. Именно по этому необходимо знать правила и схемы строповки любого изделия.
Существует ряд основных правил, которые необходимо соблюдать при разработке строповочных схем. В первую очередь, строповочные крюки необходимо заводить плавно, без рывков. Это касается всех типов грузозахватных элементов, начиная от обычных петель, заканчивая цапфами и рамами. При этом заведение крюка необходимо производить по направлению от центра груза с последующим продвижением к его периферии. Строповка груза должна производиться всеми строповочными элементами, которые предусмотрены на данном грузозахватном приспособлении, а натяжение строп должно быть одинаковым на всей протяженности подъема и перемещения груза. При этом стропы не должны находиться по отношению друг к другу под углом более девяноста градусов. Если при креплении груза используются не все стропы, то их необходимо закрепить таким образом, чтобы исключить возможность их зацепления за встречные сооружения или иные препятствия. Важно следить за тем, чтобы поверхность груза не касалась строповочного крюка, находящегося в строповочном элементе.
На рисунке наглядно показана схема строповки металлопроката при погрузке металла краном в зависимости от типа груза.
Рис.Способы строповки металлопроката
- а — штучный груз;
- б — листовой прокат в пакете;
- в — бухта проволоки;
- г — двутавровые балки в пакете;
- д — листовая сталь в пакете (захваты симметричны по отношению к центру тяжести и расположены от края на расстоянии трети длины проката);
- е — зажимное устройство эксцентрикового типа; 1 — струбцина; 2 — монтажная скоба; 3 — проставка.
Перемещение металлопроката является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На складах хранения металлопроката наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточныестропы.
Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.
Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу.
Гибкость листового металла, отсутствие на нем грузозахватных устройств — все это затрудняет подъем. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку» . В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.Часто используют и другой способ строповки в обхват.
Такие же часто применима строповка пачки листовины в "обхват" - стропа заводят с низу в обхват на определенном расстоянии друг от друга и одевают на крюки.
Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют с применением захватов и скоб.
Арматуру мелких диаметров поднимают с помощью специальных траверс.
В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:
- при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
- неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
- при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
- при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
- перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.